Март 2011
Однако предотвращая неизбежную
Однако предотвращая неизбежную по недавним представлениям смерть, расширяя возможности всех разделов клинической медицины, МКС не только не сокращает, но, видимо, увеличивает количество хронических больных. «Спокойная» медицина пока не в силах вылечить их полностью, и, таким образом, число «хроников» – по дыханию, кровообращению, заболеваниям печени, почек, нервной системы, опорно-дви – гательного аппарата – растёт, в юм числе благодаря успехам медицины критических состояний, как ни парадоксально это звучит Поэтому вложение капиталов в реабилитационную медицину, позволяющую расширить трудовую деятельность и качество жизни людей с неизлечимыми хроническими болезнями представляется htm не менее важным, чем расширение и углубление МКС. Таким образом, читатель не должен заподозрить автора, занимающегося проблемами критической медицины около 40 лет, в пристрастном отношении к этому разделу здравоохранения и в его возвеличивании над другими разделами. Сегодня МКС настолько прочно и органично влилась в остальное здравоохранение, что она скорее уже не раздел медицины, а образ мышления и поведения врача. И понимать её и заниматься ею надо в большей или меньшей степени всем клиницистам, хотя продвигать МКС и оценивать её сильные и слабые стороны будут конечно же те, кто занимается ею – и только ею – каждый день и каждую ночь анестезиологи, интенсивисты, реаниматологи, врачи неотложной медицины. И любить медицину критических состояний надо не за блеск и треск, нередко сопровождающие её успехи: за это любят не специальность, а себя в специальности. МКС надо любить за ее очевидную полезность и за всё возрастающие возможности в сохранении жизни больных, находящихся на её краю, за глубину и всеобъёмность, которые дают постоянный стимул «к поиску нового и осмысливанию уже сделанного. я
Чго же касается непосредственного
Чго же касается непосредственного влияния медицины на здоровье человека, то в общей раскладке перечисленных факторов медицина занимает лишь 10. Поэтому в условиях материальной ограниченности вопрос о преимущественных капиталовложениях в ту или иную отрасль! здравоохранения отнюдь не является праздным. МКС предотвращает смерть, т. е. сохраняет жизнь сложившегося человека. в становление которого были вложены моральные и материальные средства Она сокращает инвалидность, расширяет контингент оперируемых больных, неоперабельных по прошлым меркам, укорачивает продолжительность лечения и в этом отношении также является экономически выгодной Достоинства МКС состоят еще и в том, что результаты её работы сказываются быстрее, чем в других разделах здравоохранения, если в них почему-либо не используются принципы и методы медицины критических состояний.
Еще сравнительно недавно МКС
Еще сравнительно недавно МКС в виде анестезиологии-реаниматологии грудью билась за свою автономность, и в те времена такое стремление было обоснованным. Четверть века назад познавались законы клинической физиологии критических состояний, разрабатывались, отбраковывались и совершенствовались методы интенсивной терапии, анестезии и реанимации, которые часто не совпадали с традиционными взглядами других специалистов. Сегодня наблюдается обратный процесс, и МКС, отстоявшая и усовершенствовавшая свои принципы и методы, профплизируется всё больше и больше по мере продолжающейся и углубляющейся профилиз ции всей медицины В какую отрасль медицины выгоднее вкладывать капитал сегодня? По данным ВОЗ, здоровье человека зависит от трех главных факторов (рис. 53). Эти два главных фактора в значительной мере связаны с состоянием окружающей среды и средств, вкладываемых в восстановление экологии.
Однако автор надеется, что
Однако автор надеется, что в действительности СЛР будет упрощаться, а не усложняться. Ведь в конне-концов первым методом реанимации был поцелуй, которым царевич Елисей оживил Спящую красавицу что может быть проще и приятней. Но даже поцелуй не столь прост, на него работают 29 мышц (кстати, эта мышечная деятельность предупреждает образование морщин – не теряйте времени, коллеги!), вырабатываются эндорфины, снижающие боль и стресс, рождаются планы и идеи. Но поцелуй тем и отличается от СЛР, что, какой он ни на есть – простой или сложный, – но для его вполне успешного выполнения нам не обязательно знать ни его многообразных физиологических механизмов, ни следствий. Медицина критических состояний занимается болезнями, которые по совсем недавним представлениям относились к хирургии, акушерству, клинике внутренних болезней, невропатологии и т. д Переход имевшейся у больных патологии в разряд критического состояния сделал этих больных объектом МКС. Следовательно, МКС внедрилась во все клинические специальности на догоспитальном, амбулаторном и стационарном этапах и в функциональном смысле является экстерриториальной.
Сегодня в МКС наметилась определ
Сегодня в МКС наметилась определённая тенденция не считать СЛР универсальным средством, пока занным всем внезапно умершим или умирающим больным. СЛР должна иметь строгие показания и противопоказания, как и любое другое медицинское действие. Их разработка ещё только начинается, и эпиграфом к будущим показаниям и противопоказаниям к СЛР можно будет поставить тезис: реанимация должна продлевать жизнь, а не затягивать смерть. В этих трех главах изложены общие принципы и методы СЛР вне зависимости от ситуации, при которой наступила остановка кровообращения и дыхания. Уже сегодня существует специфика СЛР в перечисленных ниже ситуациях, и нет сомнений в том. что эта специфика будет расширяться и углубляться. Едва ли окажется важным, грудной или сердеч ный насос будет двигателем искусственного кровотока в будущей СЛР. потому что могут возникнуть методы, в которых компьютер будет регулировать ды хание и кровообращение, как в схеме, представленной на рис 52 Рис. 52. Комп! ютеризированный реанимационный прибор будущего (ненаучная фантастика).
Среди прочитанных автором этой
Среди прочитанных автором этой книги работ, прямо или косвенно посещённых феномену ПТС, есть очень много написанных врачами Надо ли заниматься этим феноменом кому-либо, кроме священнослужителей. парапсихологов и оккультистов, надо ли тратить на него место в книге и занимать время читателей? Автор полагает, что надо, потому что пограничное состояние между жизнью и смертью – это плацдарм, на котором действуют специалисты по МКС. Да и всем другим врачам, для которых смерть их больных не только закономерный финал или пункт статистики, полезно было бы знать девиз одного из 7 патриархов древнегреческой мудрости Солона Афинского «Наблюдай конец жизни». Упомянем, между прочим, что одна из последних книг доктора Раймонда Муди, с которого начался современный бум посмертных контактов, лежит сейчас перед автором этой книги Она называется Будущее сердечно-лёгочной реаниманин Последние три главы этой книги посвящены проблеме окончания жизни человека, которое МКС старается сделать непреждевременным с помощью сер – дечно-легочной реанимации. Поэтому нам кажется уместным высказаться в конце последней из трех глав, посвященных СЛР, о прогнозе ее дальнейшего развития.
Но пока, к искреннему сожалению
Но пока, к искреннему сожалению автора, жизнь nocj. e смерти остается лишь мечтой и красивой сказкой. И хотя, как известно всему миру, мы рождены, чтоб сказку сделать былью, может, не стоит с этим торопиться? Удовлетворимся пока сказкой, тем белее что она вполне добрая и далеко не такая страшная, как иная быль Пока же. как говорит восточная мудрость, «ожидая в гости друга, не принимай стук своего сердца та цокот копыт его ксня». Резюмируя материалы этого раздела, мы хотели бы отметить, что феномен ПТС с давних лет отражен и в художественной литературе, и в религиозных книгах, и в физиологических исследованиях. У Л Н. Толстого это описание и смерти Ивана Ильича, и князя Андрея Болконского, и отца Пьера Безухова. и Николая Левина. Это книги Э. Хемингуэя, проповеди архиепископа Крымского Лукч (профессора-хирурга В. Ф Войно-Ясенецкого), книги священника Серафима Роуза, умершего в 1982 г. и изучавшего иврит, древнекитайский, санскрит и хинди, церковно-славянский и другие языки, чтобы познать друше религии по оригиналам.
Автору хотелось бы, чтобы реальность
Автору хотелось бы, чтобы реальность жизни после смерти и существование загробного мира когда-нибудь объективно подтвердились. Тогда можно было бы пропагандировать этой реальностью возврат к идеалам, которым всегда учила и учит любая религия. Чго отличает человека от животных? Свободная от шерсти мочка уха? Прямохождение? Умение осмысленно смеяться и плакать Способность делать орудия труда? Все эти отличия существуют, но главным является наличие у Человека идеалов и абстрактных фетишей. Обезьяна стала человеком не тогда, когда использовала палку как орудие труда или камень как смертоносное оружие Человек появился на Земле с того времени, как обезьяна нарисовала на стене пещеры абстрактный или конкретный узор и почувствовала, что это хорошо, когда она повесила на шею амулет и решила, что он помогает ей на охоте и против болезни. Эги первые фетиши, первые идеалы, дошедшие и до веры в загробный мир, создали Человека, и когда у него исчезает последний идеал, он снова становится скотиной Если вера в реальное существование после смерти заставляет человека меньше пакостить при жизни, если она делает его естественный страх смерти менее убийственным – что в этом плохого? Пусть религия воспитывает в человеке этот идеал наряду с другими добрыми идеалами – кому это может повредить? Не настало ли сегодня время объединить усилия медицины, педагогики и религии в борьбе за совершенствование человека?
Ведь смог же эмигрант из России
Ведь смог же эмигрант из России Иммануил Ве – ликовский (1895-1979), учиьшийся на медицинском факультете Московского университета, но вынужденный стать английским, а затем американским врачом, сопос тавив данные мифологии, астрономии, палеонтологии, археологии и генетики, убедить большинство специалистов на Международном симпозиуме 1974 г в США в объективной реальности многих невероятных событий Библии’ Он доказал, что, по райней мере однажды, действительно не было захода солнца, чтобы Иисус Навин успел с его военными действиями, что мигло внезапно высохнуть дно моря для прохождения по нему Моисея и его людей, что вола в реках заполнялась водой, похожей по цвету на кровь и что подобные этим чудеса имели реальную основу, связанную с доказанными И Великовс – ким космическими и земными катаклизмами Когда – то мы не знали многих существовавших объективных реальностей – гелия, обнаруженного сначала на солнце и лишь потом на земле, атома с его всесокрушающей энергией, некоторых островов и даже ма – ериков и т. д.
Парапсихологические механизмы
Парапсихологические механизмы Рассуждения о трех телах человека – плотном (видимом) физическом, латентно-эфирной субстанции и духовной сущности – находятся за пределами по нимания проблемы автором этой книги. Пишут, что в процессе перехода в астральный мир человек освобождается от физического тела, когда остаётся его духовная сущность, а возможно и латентно-эфирная субстанция. Автору не известны объективные доказательства этой гипотезы. С другой стороны – некоторые серьезные психофизиологи считают, что феномен ПТС пока не укладывается полностью и в строго материалистические гипотезы. В самом деле, являются ли изложенные выше эксперименты и ау гоэксперименты объективным доказательством идентичности клинической смерти, наркоза и сна? В какой-то мере они являются косвенным доказательством, но проводить аутоэксперименты с остановкой сердца и реанимацией (так же, как и с белой горячкой) автору пока не хочется. И всё же, если описываемые реанимированными больными события можно объяснить вполне земными физиологическими закономерностями фазовых состояний временно обескровленного мозга, надо ли искать иные, относящиеся к потустороннему миру объяснения? Но с другой стороны – надо ли их категорически и, кстати, бездоказательно отвергать И вот здесь хотелось бы рассмотреть второй тип возражений: существование душ в загробном мире, описываемое почти всеми религиями в прошлом и настоящем, совпадает с рассказами многих реанимированных людей Имеются ли ооъективтые доказательства реального существования загробного мира или возвращения из него’ Автору такие доказательства не известны, хотя ои был бы действительно рад, если бы двойной слепой контроль обнаружил реальность загробного мира.